Саморазвитие педагогов
Роль самообразования в реализации профессионального стандарта педагога
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – это стандарт деятельности не только одного педагога, это стандарт деятельности всего педагогического коллектива. И каждый педагог образовательной организации должен понимать, что от его профессиональной квалификации и качества выполнения трудовых функций зависит качество образования и гарантия развития каждого ребенка, что, безусловно, поможет осознать необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта, рефлексия педагогической деятельности активизирует профессиональное саморазвитие воспитателя дошкольного образовательного учреждения и позволяет определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога. Важным фактором для реализации этих требований выступает нацеленность будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.
Саморазвитие представляет собой процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, являющегося результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие может рассматриваться и как деятельность личности, направленная на изменение тех своих психических и личностных свойств, которые уже существуют, заложены в природе человека или предшествующим этапом его развития, к примеру памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей и задатков и т. д.
Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспитания) является деятельностью человека, направленной на формирование у себя новых и усиление существующих позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию имеющихся недостатков.
Саморазвитие и самосовершенствование педагога – это основные условия становления его как полноценного субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, способного достичь максимума мастерства, личностной и профессиональной зрелости и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Ведущим компонентом профессионального самосовершенствования и самовоспитания педагога является самообразование, под которым мы понимаем «целенаправленную, определенным образом осуществляемую познавательную деятельность педагога по овладению общечеловеческим опытом, методологическими и специальными знаниями, профессиональными компетенциями, необходимыми для совершенствования педагогического процесса». Самообразование — основа роста педагога как специалиста.
Мы стремимся так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Создаем в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Это возможно, когда они знают, что от них обязательно потребуют результат. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.
1. Синицына Ольга Геннадьевна:
- Отчет по теме: «Становление эмоционально-ценностного отношения к малой родине у старших дошкольников на основе краеведческого подхода» на 2023-2024 учебный год
- Индивидуальный маршрут развития профессиональной компетенции на 2024-2025 учебный год по теме: «Развитие логико-математических способностей детей дошкольного возраста»
2. Малышева Светлана Викторовна:
- Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности» в 2023/2024 учебном году
- Индивидуальный маршрут развития на 2024-2025 учебный год по теме: «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников через приобщение детей к истокам русской народной культуры»
3. Шашкина Анастасия Викторовна:
- Отчёт по теме самообразования 2023-2024 учебный год: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через различные виды деятельности»
- Индивидуальный маршрут развития профессиональной компетенции на 2024-2025 уч. год по теме «Фольклор - как средство эстетического воспитания и развития детей младшего возраста
4. Беспалова Анастасия Васильевна
- Индивидуальный маршрут развития на 2024 -2025 учебный год по теме: «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
5. Мясничкова София Ивановна
- Отчет по теме: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» на 2023-2024 уч.год
- Индивидуальный маршрут развития профессиональной компетенции педагога-психолога на 2024-2025 учебный год по теме: «Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе»